Регистрируясь на сайте и/или отправляя любую форму поля которой содержат мои персональные данные, я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с ФЗ-152 "О защите персональных данных". С условиями обработки персональных данных изложенных на сайте vlkrylov.ru (Согласие на обработку персональных данных) — ознакомлен и согласен.
Сломай дом, построй карабль или ещё раз спасибо Советской Армии.
Время вечно: проходите Вы
М. Сафир
СЛОМАЙ ДОМ – ПОСТРОЙ КОРАБЛЬ
В первых классах школы у меня была твёрдая двойка по рисованию.
И что бы как-то исправить этот конфуз, моя матушка старательно рисовала в моей школьной рисовальной тетради сказочные сюжеты, птичек, собачек и снеговиков.
У меня ничего не получалось.
Но через некоторое время интерес к карандашам, краскам и пластилину стал нарастать. Постепенно рисование, лепка и раскрашивание стали моим любимым занятием. Я лепил из пластелтна армии солдат, мотросов, дружины богатырей, закованных в латы рыцарей, пиратов, корабли и замки.
Но сказать кому-нибудь, что я хочу стать художником, было для меня совершенно невозможно.
Другое дело физика и математика. Реальные, уважаемые и понятные профессии.
Я рассматривал книги с рисунками великих мастеров и не мог понять как такое вообще возможно.
Как можно так рисовать и изображать красками весь мир?
У художника в руках нет ни солнца, ни снега, ни моря, а из картин всё это льётся мне навстречу, и я всё это чувствую! Потоки света, совершенные тела, прекрасные сочетания цвета и фактур.
Художник представлялся мне фантастическим созданием и даже не человеком вовсе. И я не мог даже подумать, что можно оказаться в таком сказочном обществе.
Но, всё-таки пришло время, и в шестом классе я не вытерпел и пошёл в студию изобразительного искусства.
Я подошёл к двери с нужной табличкой – там шли занятия.
Я дождался перерыва, но когда ученики вывалились из двери в коридор, я не смог решится подойти к педагогу и попроситься в их компанию.
Это оказалось выше моих сил.
Я повернулся и ушёл.
Но охота пуще неволи и я решил учиться сам, чтобы хотя бы приблизиться к этим удивительным людям.
Мой первый натюрморт
Я старался изо всех сил, но, когда, через многие приключения, подошло время поступать в художественный институт – мне не удалось. Подготовки не хватило, и я пошёл служить в Советскую Армию.
Там и состоялась моя первая персональная выставка, в гарнизонном Доме офицеров маленького городка Гвардейска.
И такое заметное для местного общества культурное событие было зафиксировано на века в ежедневной газете Прибалтийского военного округа «ЗА РОДИНУ» от 13 ноября 1965 года.
Газету выписывали и читали все воинские подразделения, все солдаты, офицеры и генералы.
Выставку показали в нескольких местных выставочных залах и в солдатских клубах, а гвардии младшего сержанта Крылова отпустили в законный отпуск на Родину.
Я привёз свои работы в Москву и показал их в СТУДИИ ВОЕННЫХ ХУДОЖНИКОВ ИМ. ГРЕКОВА.
Работы понравились, обо мне и моих работах написали много хороших слов, заверили эти слова печатями и соответствующие документы двинулись по положенным военным инстанциям. А через несколько месяцев, гвардии сержант был переведён в Москву и назначен помощником начальника команды актёров-военнослужащих ЦЕНТРАЛЬНОГО ТЕАТРА СОВЕТСКОЙ АРМИИ, где кроме исполнения командирской должности работал художником-декоратором и оформителем.
За два года службы в театре я закончил с отличием четыре курса рисовальных классов художественного института им. Сурикова.
Это рисунок тех занятий
Там же, в театре Советской Армии, я познакомился с замечательным советским художником и прекрасным человеком Юрием Ивановичем Пименовым. Он работал над постановкой спектакля «Влюблённый лев», а я работал на этом спектакле декоратором.
Юрий Иванович как-то зашёл к нам в декораторскую мастерскую и увидел мои работы. Их было много, но прославленный художник, вице-президент Академии художеств не поленился их посмотреть и сделать замечания.
А через несколько дней, заметив меня во время работы на сцене, Юрий Иванович пригласил меня на свой курс, который он набирал в том году во ВГИКе.
На экзамене по композиции я не осмелился взять классическую тему и выбрал свободную. Я понимал, что мне не хватает регулярной школы художественного училища, а в свободной теме я рискнул и выполнил раскадровку одесской песенки «На Дерибасовской открылася пивная».
На Дерибасовской открылася пивная.
Там собиралася компания блатная.
Там были девочки Маруся, Роза, Рая
и спутник жизни Васька Шмуровоз.
Который ездил побираться в город Нальчик.
И так далее ...
И в том же духе…
До конца ухабистого сюжета этой приблатнённой песенки.
Так я стал студентом художественного факультета ВГИКа и шесть лет учился рисовать по-настоящему.
А на первом курсе мне потребовалось много-много усилий, чтобы приблизиться к уровню рисунка художественного института. И только в конце третьего семестра Юрий Иванович выставил мне отличные оценки по рисунку, живописи и композиции.
И, начиная с первого курса, я пытался найти в работах по теории искусства твёрдые научные основы нашей профессии, понять, в чём смысл нашей работы, узнать, что такое искусство с точки зрения учёных, которые всю жизнь изучают эту область человеческой деятельности.
Мне нужно было услышать определение искусства, пояснения, почему такое количество странных творческих произведений причисляются к той же области человеческой деятельности, что и великие произведения гениальных мастеров прошлого и настоящего?
Разумеется, что необходимо научиться профессиональному мастерству, но что дальше, для чего оно нужно?
Однажды на перемене ко мне подошёл прекрасный рисовальщик и педагог Олег Иванович Гроссе и неожиданно спросил меня: «Володя, а как Вы сами думаете, что такое искусство»? И я, почему-то ответил: «Думаю, что самое главное в искусстве – это человеческое переживание».
И сейчас я думаю так же. Человеческое переживание – это не единственное, но самое главное качество феномена искусства. Тогда я думал так интуитивно. Сейчас я в этом уверен.
Если вы посмотрите на самые простые работы мастеров, то увидите не только умение нарисовать, но и обязательно – движение человеческой души. В самой маленькой и простенькой работе художника будет трепетать человеческое сердце. Главное достоинство хорошего художника – это не ловкость руки и точность глаза. Разумеется, что владеть профессиональным мастерством необходимо. Это очевидно! Неумелый автор только позорит свою профессию. Смешно и нелепо выглядит знаменитый художник, который не умеет рисовать! Но главное – это уметь передать человеческое духовно-нравственное переживание персонажа и своё авторское.
И это прекрасно видно, например, в гениальном рисунке Александра Иванова.