Регистрируясь на сайте и/или отправляя любую форму поля которой содержат мои персональные данные, я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с ФЗ-152 "О защите персональных данных". С условиями обработки персональных данных изложенных на сайте vlkrylov.ru (Согласие на обработку персональных данных) — ознакомлен и согласен.

Рукописи не горят или что такое искусство. Глава седьмая. Фрагмент "Комикс как основной приём кубизма".

комикс как основной жанр кубизма

В заключении темы кубизма Пабло Пикассо я хотел бы обратить Ваше внимание на параллель этого стилистического направления с широко известным в массовой культуре жанром - с комиксом. 

А, поскольку эта глава завершает на сегодняшний день наши размышления на тему кубизма, то, в некоторых её частях, я позволю себе повторы из предыдущих глав.

Пикассо написал, изваял, отлил и склеил так много всего и в таком множестве стилистических направлений, что этот огромный творческий мир очень трудно как то систематизировать.

Лично я глубоко уверен, что своих высших достижений как художник Пикассо достиг в голубом периоде.

 

 

В этих работах есть и яркое, острое человеческое переживание, и эстетическое совершенство, и возможность для зрителя сопереживать.

Голубой период, я так думаю, лучшее в творчестве Пикассо.

Это глубоко человеческие произведения в рамках изобразительного искусства.

Но уже наступало время, когда искусство само по себе мало интересовало хозяев этого мира.

Нужен был скандал и около скандала хорошие деньги.

Человечество входило в новую эпоху своего развития. 

Появлялись новые грани человеческих отношений.

Духовный мир человечества остро нуждался в новом искусстве нового человеческого переживания.

Но такие новые направления нового искусства могли предложить человечеству художники значительного масштаба личности и высокого профессионального мастерства.

Новые направления в новом искусстве могли предложить, например, Врубель или Ван Гог.

Но желающих стать богатыми и знаменитыми было множество.

И на человечество посыпались предложения плюнуть в морду, вообще выбросить искусство за борт современности или, на худой конец,  поставить  в сквере вместо фонтана унитаз.

А проворные торговцы картинами объявляли всё новенькое именно тем самым новым искусством! 

Пикассо несколько раз приезжает с работами голубого периода в Париж – оказалось, что там они никому не нужны.

Пикассо преследуют голод и нищета.

Кубизм Пикассо, как мне кажется, и возник, как отчаянный вопль изголодавшегося художника сделавшего яростную попытку привлечь к себе внимание.

Пикассо, как сегодня Жириновский, тонко чувствовал запросы и публики, и сильных мира сего.

Он почувствовал разлитую в обществе атмосферу агонии, понял, что произвести сильное впечатление может только что-то скандальное, неожиданное, из ряда вон выходящее. И, опираясь на стилистику Сезанна, сконструировал свой бордель на улице Авиньон.

Успех превзошёл все ожидания!

Пикассо мгновенно стал знаменитостью и богатым человеком!

Кубизм Пикассо представлен огромным количеством работ. 

И конечно, африканские маски, и первые работы кубизма имеют только внешнее сходство.

Существо проблемы, как мне кажется, заключается в другом.

Маски – эти предметы культа являлись продуктом монолитного, растворённого в природе архаического общества.

Кубизм, как и весь авангард и постмодернизм, есть результат катастрофического разлома, несоответствия технических возможностей и духовно-нравственного потенциала человеческого общества западного типа.

И это общество, в своей человеческой массе, именно на подсознательном, физиологическом уровне ощущает такое несоответствие, бессмысленность и агонию своего существования.

Оно чувствует надвигающуюся катастрофу и пытается найти хотя бы иллюзорный выход из тупика.

И кто-то удачно подсказывает такой выход – прямо в бездну самоуничтожения.

Весь удар авангарда и постмодернизма наносится не по причинам плачевного состояния человечества, а, наоборот, по хрупким росткам духовности и нравственности, которые только и могут создать необходимую духовно-нравственную среду обитания и спасти цивилизацию от катастрофы.

Опять отчётливо видна цель и идеологическая задача этих творческих направлений.

Творчеством авангарда преднамеренно уничтожается искусство как инструмент духовно-нравственного развития человечества, как способ создания здоровой духовно-нравственной среды обитания человечества.

Искусство подменяется шоу бизнесом и развлечением публики за деньги.

И кубизм прекрасно подходит для такой идеологической работы!

В принципе кубизм способен решать три творческие задачи.

В рамках кубизма можно создавать декоративную композицию, которая эстетически осваивает холст и окружающее пространство и вызывает чувство эстетического удовлетворения.

То есть кубизм справляется с предназначением дизайна.

 

 

Кубизм способен ошарашить зрителя, развлечь его неслыханным предложением.

То есть, кубизм может играть роль массовика-затейника за хорошие деньги.

 

 

Произведение кубизма может вызывать физиологическое ощущение, очень сильное физиологическое ощущение.

Но физиологическое ощущение в произведениях кубизма не может перерости в человеческое переживание, потому что невозможно сопереживать схеме человека.

 

 

Сопереживать можно только человеку.

А без сопереживания невозможно искусство.

Физиологическое ощущение возможно, но человеческого переживания не происходит.

 «Посмотрите, – говорят теоретики авангарда и сам Пикассо своим творчеством в периоде кубизма – и мир, и человек ничтожны.

Человек не более чем кукла, с которой можно делать всё, что угодно.

 

Расчленить её, деформировать, переделать, превратить в схему, в конструкцию.

Кто сказал, что человек – это образ и подобие Бога?

Вот Вам образ и подобие!

Создатель! Ты ошибся и создал монстров!

Твой мир – это абсурд, бессмысленность и кошмар, только внешне прикрытый подобием красоты, а мы показываем Вам Вашу подлинную и отвратительную сущность»!

Но это не правда!

Как мы уже говорили, бессмысленный мир складывается в душах бессмысленных людей.

В любой ситуации, в любом состоянии общества, на любой ступеньке социальной лестницы у человека есть возможность развивать свою внутреннюю духовную структуру в положительном направлении.

Не уничтожать ростки духовности везде, где это возможно, а укреплять их.

А как же соотносится кубизм Пикассо с искусством?

Это достаточно очевидно.

Повторю ещё раз, что произведение искусства непременно состоит из двух составляющих.

Из профессионального ремесленного мастерства, которое даёт эстетическое удовлетворение, и духовно-нравственного содержания, позволяющего сопереживать.

Оба качества необходимы.

Эстетическое удовлетворение возникает от соприкосновения с совершенством.

«Художник – человек, одарённый способностью видеть суть вещей мироздания, то есть Красоту, и свидетельствовать её в соответствующих формах», – написал художник Леонид Петрович Тихомиров.

Красота, по своему внутреннему содержанию – это внешнее выражение совершенных законов совершенного Творения.

Красота – это опознавательный знак, который указывает нам на то, что мы имеем дело с объектом созданным и существующим по тем же совершенным законам, по которым созданы и существуем мы сами.

Красота подсказывает нам, что мы имеем дело с явлением совершенным, с объектом нашей же природы, с чем-то родственным, не опасным, которое можно любить и которым можно восхищаться.

Легко видеть, что в произведениях Пикассо его кубистического периода мы имеем дело не с изображением человека как образа и подобия Создателя, который способен нести в себе духовно-нравственное содержание, а с опознавательным знаком человека, с его обозначением, которое может иметь эстетическую форму дизайна для пластического оформления массового потока промышленного ширпотреба.

 

 

То есть красота как внешнее выражение совершенных законов совершенного Творения сохранена только в её самой упрощённой части – в области создания технологических обозначений или объектов промышленного производства.

Они способны передавать гармонию мёртвых созданий лишённых духовного содержания.

С их помощью невозможно создать образ духовного человека.

Перед нами понятие красоты усечённое, упрощённое до простейших элементов декоративной композиции.

 

Перед нами выполненный красками на холсте комикс!

Эмоционально окрашенная информация, выполненная в форме декоративных композиций.

По существу, мы имеем дело с прямой оппозицией Природе, Творению и Создателю.

Отсюда следует, что и вторую непременную составляющую произведения искусства – духовно-нравственное наполнение ожидать никак не приходится.

Во-первых, продукты промышленного дизайна, даже если их называют картинами, никогда не смогут наполниться трепетанием человеческой души. В лучшем случае мы можем ожидать простое физиологическое ощущение – мычание, вопль, жуть или зубовный скрежет.

Во вторых, произведению дизайна невозможно сопереживать. В лучшем случае, можно чувствовать физиологическое возбуждение или некоторое эстетическое удовлетворение.

Комикс способен передать эмоциональную информацию, но не человеческое переживание.

 

 

Схеме, конструкции или монстру с условными обозначениями элементов человеческого тела невозможно сопереживать.

Можно удивиться, ужаснуться, испытать ощущение тревоги, можно ничего не испытать, но всё это будут физиологические ощущения животного организма или эмоционально окрашенная информация, но не человеческое переживание.

 

То есть конечный продукт феномена искусства катарсис в таких условиях не возможен.

Это означает, что и искусства здесь быть не может.

Пластическая форма есть, а искусства нет.

Комикс не способен вызвать сопереживание.

Катарсис не возможен!

Конечно, это очень смелое утверждение.

Но, слава Богу! Я нигде не получаю бюджетную зарплату. Поэтому я могу высказать это очевидное для меня заключение по поводу кубизма и комикса.

Дизайнер создаёт декоративную композицию, которую можно использовать в эстетическом освоении окружающего пространства.

 

Это, иногда, хорошо получается у представителей кубизма.

Художник создаёт произведение изобразительного искусства.

 

Художник исследует движение человеческой души, человеческое переживание, а не физиологическое ощущение, консервирует это исследование в произведении и передаёт результаты такого исследования другим людям.

Художник обязан производить своё исследование настолько искренно, настолько сильно, что бы душа зрителя откликнулась сопереживанием – расширением, возмужанием и развитием этой собственной души зрителя.

Эта духовная работа ощущается зрителем как состояние восторга и светлой радости.

Это и есть то самое состояние катарсиса.

Весь этот сложный алгоритм работает для создания положительной духовно-нравственной энергии, которая формирует духовно-нравственную среду обитания человечества – источник всех бед и побед человечеств 

Рядом с комиксом сопереживания и катарсиса быть не может.

 

 

Разумеется, я понимаю, что некоторые читатели скажут: «Ну, сколько можно повторяться. Мы уже всё поняли. Нам всё понятно»!

Увы! Если бы такой очевидный, не имеющий внутренних противоречий алгоритм, который, как и положено алгоритму, после последовательного выполнения строго логических действий, приводит к решению поставленной задачи – возможному приближению к определению искусства выполнялся, то вся путаница немедленно исчезла бы.

И во всех музеях, рядом с залами кубизма уже висели бы таблички, что кубизм – это творческое направление в рамках дизайна, комикса и эмоционально окрашенной информации, которое находится совсем рядом с областью искусства. Но, к сожалению, не способное вызывать катарсис и создавать положительную духовно-нравственную энергию.

То есть собственно к искусству это творческое направление не относится!

Увы!

Известные теоретики искусства совершенно серьёзно убеждают нас и себя, что кубизм – это самое настоящие изобразительное искусство!

Уважаемые господа! Сопереживать можно только живому.

От схемы или от куклы может исходить эмоционально окрашенная информация и физиологические ощущения упрощённого комикса.

Воспринимать можно.

Можно понимать смысл.

Но искренно сопереживать не получится.

Человеческая цивилизация находится в постоянном развитии.

Ежедневно возникают новые формы человеческих взаимоотношений.

Искусство изучает эти новые отношения и передаёт результаты своих исследований людям. Новые отношения требуют новых форм.

 

Поэтому, естественным образом меняются и стилистические качества произведений.

 

Общество усложняется и всё более напряжёнными становятся средства выражения.

Но не зависимо от стилистических направлений, основным содержанием произведения искусства во все времена остаётся и останется трепетание человеческой души, человеческое переживание.

Есть движение человеческой души в творческом произведении – мы находимся в области искусства.

Все художники во всех видах искусства и всегда исследовали и передавали человечеству конкретное человеческое духовное переживание.

Самые различные стилистические системы, при наличии человеческого переживания обязательно попадают в область искусства!

Нет в произведении человеческого переживания, и как бы ни была искусна или нова форма – мы оказались только рядом с искусством.

В произведении искусства, в любом стилистическом направлении всегда есть трепетание человеческой души.

Мы говорили о возможностях, которые открывались перед кубизмом в связи со множественным изображением.

И у Пикассо были такие возможности.

И он стоял совсем рядом, но не использовал их в полной мере.

Вот известная работа.

 

Это декоративная композиция, построенная на дроблении плоскости холста гранями Сезанна. Такой принцип построения композиции даёт безграничные возможности на небольшом холсте уместить целую вселенную в самых разных ракурсах.

Увы! Мы видим только робкие попытки.

Пикассо останавливается на привычной декоративной композиции.

Это его вполне устраивает.

Эта декоративная композиция в красивых цветовых сочитаниях серых тонов гармонична, уравновешена и может хорошо украшать интерьер.

С неё и спросить больше ничего не возможно.

Это работа умелого дизайнера.

А рядом произведение Павла Филонова.

Здесь тот же самый приём работает в полной мере.

Вот реальное воплощение деклараций кубизма и пример работы со множественным изображением.

Невозможно отрицать, что Пикассо был человеком необыкновенно талантливым.

Конечно, он чувствовал, что кубизм открывает новые возможности построения картины. И попытки использовать эти новые возможности были.

Однако чаще всего такие попытки заканчивались на декоративных построениях гранёного пространства, населённого кубическими обозначениями существ, но в традиционных принципах построения традиционной картины.

То есть в рамках композиции единого трёхмерного пространства открывающегося за рамой картины.

 

 

Только населяли это пространство теперь не люди со своими человеческими переживаниями, а некие схематичные конструкции, отдалённо напоминающие утрированные формы белковой материи и подверженные эмоциональной деформации.

Филонов же использовал сложное пространство для передачи усложнившихся отношений новой усложнившейся жизни.

Павел Филонов написал свою работу «Масленица» в 1914 году.

Через несколько лет он пишет картину «Мужчина и женщина».

 

А через 20 лет Пикассо пишет лучшее произведение кубизма «Гернику».

 

Уничтожение Герники – знаковое событие, прелюдия к мировой бойне, обрушившейся на человечество.

Это произведение сразу оказалось в центре внимания всех.

Пикассо и до этой работы был знаменит.

После «Герники» Пикассо – символ не только успехов изобразительного искусства, но и знамя антифашисткой общемировой культуры.

И не смотря на это, работы Филонова, это всего лишь только моё мнение, по всем параметрам интереснее с точки зрения изобразительного искусства.

У Филонова мы видим усложнившееся пространство ХХ века, в котором живут и страдают его обитатели.

У Пикассо традиционное пространство за рамой картины – окно в трёхмерный мир, но населено это пространство конструкциями, похожими на деформированные формы белковой материи.

Как мне кажется, можно сказать, что характерная тенденция современного творчества, и творчества Пикассо в частности, состоит в замене человеческих отношений эмоционально окрашенным опознавательным знаком.

Такую форму творчества, с некоторым допущением, можно обозначить как вариант комикса.

В комиксах мы имеем дело не с подлинным человеческим переживанием, но только с обозначением переживания.

 

Комикс сопровождается эмоциональным ощущением.

Он очень похож на искусство, но это упрощённый суррогат для упрощённого робота похожего на человека без следов личностной субъективной вселенной, движения человеческой души и искусства.

Это, как мне кажется, всегда хорошо заметно.

Видимо, это свидетельство общей тенденции, характерного направления развития человеческого общества.

Технологическая цивилизация, уничтожение естественного сосуществования в естественной среде обитания, комфорт и плоды такого прогресса обедняют духовно-нравственное наполнение человеческих душ. Подменяют движение человеческой души упрощённой, сжатой информацией комикса. 

Такое изображение сильнее, выразительнее и, конечно же, современнее, созвучнее нашему миру.

Так думают подавляющее большинство искусствоведов.

Наверное, современнее, но и беднее наших человеческих душевных возможностей.

Комикс  есть изображение, созданное для краткого изложения эмоционально окрашенной информации.

В чём принципиальное различие?

Произведению искусства мы можем сопереживать! Здесь возможен катарсис. Мы, повторю ещё раз, способны сопереживать человеку, живому существу, чему-то родному, нашему, явлению одной с нами природы. Но мы не можем сопереживать декоративной композиции сконструированной из элементов только напоминающих некое живое существо.

Мы можем воспринимать эмоциональную информацию, умозрительно понимать её, усваивать её смысл, но сопереживать душою декоративной схеме мы не можем.

И как бы ни были распространены на западе комиксы, сколько бы не было в них слёз или крови – всё это только окрашенная физиологическим ощущением информация, то есть упрощённая и обеднённая волновая структура человеческой души в пластической форме изображения.

Многие градации, доступные человеческому ассоциативному сопереживанию, оказываются срезанными, отброшенными, неиспользованными.

Творческое произведение, построенное по принципу комикса, что, кажется на первый взгляд, даже усиливает его эмоциональные качества, но и упрощает их, доводит их до примитива.

А субъективная внутренняя вселенная человека не примитивна.

Можно сопереживать человеку, но нельзя сопереживать схеме человека.

Ассоциативные запасы человеческого переживания сохранённого в душе конкретного настоящего в движение не придут.

Интеллектуальная память сработает, вспомнятся физиологические ощущения, но человеческое переживание может возникнуть только при контакте с человеческим миром. 

Замена человеческого мира, наполненного нюансами человеческого переживания, яркой, броской декоративной композицией, лишённой какой-либо связи с движением человеческой души, с миром человеческих отношений упраздняет сам смысл существования искусства.

Теоретики и авторы авангарда очень часто подчёркивают, что их произведения показывают всем, разоблачают и делают наглядным бесчеловечность и роботоподобность современного мира.

Они утверждают, что их творчество, тем самым, борется с этой бездушностью и тварностью современного человечества.

Но удвоить, изобразить зло не значит это зло преодолеть духовным усилием.

Комикс предлагает нам вместо человеческой трагедии, душевной боли, крика отчаяния – схему, физиологический вопль, животную жуть.

Комикс – это творческое произведение, оно похоже на искусство, но только похоже. 

Живой человек вызывает живое сопереживание!

Возникает искусство!

Нет в произведении человеческого переживания, и как бы ни была искусна или нова форма – мы оказались только рядом с искусством.

И вот последние новости.

Произведение Пабло Пикассо «Обнажённая на фоне бюста» продано за 106,5 млн. долларов США.

Это ли не доказательство гениальности автора?

Это доказательство того, что рынком можно управлять.

Сколько не говорите халва – во рту сладко не станет.

Сто раз подпишите полотно именем знаменитого автора – оно не обязательно станет шедевром.

Хуже того, оно не обязательно станет произведением искусства.

Авангард востребован и успешен по простым причинам.

Авангард и постмодернизм вырастают из массового ощущения агонии, приближения катастрофы, несоизмеримости духовно-нравственного состояния человеческого общества и его технологических возможностей.

Наконец, авангард и постмодернизм вырастают на факте израсходованных душевных запасов у хозяев сегодняшнего общества и значительной части его граждан.

Душевные запасы обеднели.

Их почти не осталось!

Авангард и постмодернизм опираются на значительное снижение эстетического и духовного состояния массового потребителя духовного творчества.

В начале ХХ века основная масса населения получала духовное развитие из национального народного творчества и церковного искусства.

Очень узкий круг людей имел интерес и возможность накапливать духовные знания и духовный опыт в области светского духовного искусства.

И художественный уровень этого круга был очень высок.

Народное творчество угасает, церковное искусство отодвинуто шоу бизнесом, традиции светского искусства разлились, размылись и истончились в массе потребителей рыночного общества.

На столе стоял полный стакан воды.

Его уронили и разлили по всей поверхности стола. Мокрого места много, а толщина слоя воды ничтожна.

Хозяева нашего мира заинтересованы в неполноценном духовном состоянии массового потребителя творчества.

Это выгодно во всех отношениях.

Поэтому тратятся огромные деньги на поддержку, рекламу и создание финансовых пирамид из произведений авангарда и постмодернизма.

Создана целая индустрия, которая, как и в случае с модными кутюрье, выкачивает деньги из богатых людей, заставляя их думать, что они делают инвестиции в нетленные ценности человеческой духовности.

Нетленные ценности существуют, но в них нельзя вложить деньги. Точнее, деньги можно вложить в обстоятельства, стимулирующие формирование духовных ценностей.

Сами нетленные ценности содержаться в том духовном переживании, которое сумел зафиксировать художник.

Это духовное переживание отозвалось в душах зрителей катарсисом, побудило их души к духовному развитию и, тем самым, создало новые крупицы духовной положительной энергии.

Денег здесь нет!

Отлаженный процесс насаждения, рекламы и поддержки авангарда стимулирует уничтожение духовно-нравственной среды обитания человечества и приближает нас к катастрофе.

Подмена картины декоративным комиксом – элемент такого процесса.

И при этом, разумеется, Пабло Пикассо остаётся гениальным человеком ХХ столетия! И, чтобы как-то разрядить напряжённую критику кубизма, я завершаю эту главу иллюстрацией – шуткой, изображением двух лысых, пожилых людей. 

         Автопортрет с другом Пабло 

Разумеется, из уважения к великому автору ХХ столетия, моя голова немного меньше!

Но не на много!

Талантлив Пикассо!

Знаменит Пикассо!

Хитёр Пикассо!

Уважаю Пикассо!

Но истина дорожу! !

 

Думаю, что в следующей главе можно рассмотреть тему множественного изображения.