Регистрируясь на сайте и/или отправляя любую форму поля которой содержат мои персональные данные, я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с ФЗ-152 "О защите персональных данных". С условиями обработки персональных данных изложенных на сайте vlkrylov.ru (Согласие на обработку персональных данных) — ознакомлен и согласен.

Блеск и нищета Эрнста Гомбриха

От автора

 

Я совершенно уверен, что ошибочные выводы,

которые может сделать любой автор,

необходимо анализировать, критиковать

 и предлагать альтернативы. 

 

 

БЛЕСК И НИЩЕТА ЭРНСТА ГОМБРИХА

 

 

Первое, что узнаёшь в жизни, - это, что ты дурак.

Последнее, что узнаёшь, - это, что ты всё тот же дурак.

                                                                                    Р. Бредбери

 

          Рассказывают, что когда Создатель раздавал людям разум, художники были на этюдах. И это единственное разумное объяснение того, что Вы сейчас начали читать эту статью. Да, признаюсь честно, эту статью написал художник, краткий послужной список которого Вы можете прочитать в заключительной статье книги "Кто скажет, что такое искусство" - "Об авторе".

          Но Эрнст Гомбрих искусствовед с мировым именем!

          Кроме того, он английский профессор.

          Наконец, он написал книгу об искусстве. И эта книга, как уверяют знающие люди, самая читаемая в мире книга об искусстве.

          И, хочу специально отметить, этот факт имеет огромное значение, потому что этот факт подтверждает, что на фоне беспомощного хаоса в искусствознании, ещё многие люди всё-таки пытаются разобраться в таком запутанном, но, как они чувствуют, нужном, интересном и важном явлении как искусство.

          Так вот, в учёном сообществе, книга Эрнста Гомбриха "История искусства" произвела эффект эпатажного взрыва, потому что известный человек заявил, что искусства как ИСКУССТВА с большой буквы, как важнейшего и фундаментального явления жизни человеческого сообщества вообще не существует.

          Правда, ещё 100 лет назад Малевич заявил в письменном виде и во многих изданиях, что искусство вместе с художниками давно пора выбросить. Но Малевича назвали великим художником, и сам он хотел называться художником, поэтому, для общего благополучия, об отрицании искусства Малевичем постарались забыть.

          Но что же Гомбрих?

          Эрнст Гомбрих заметил всем известный факт, что в разные времена, в разных человеческих сообществах, в разных социальных группах искусством называли самые разные явления и проявления человеческой деятельности.

          И это совершенно верное, правда запоздавшее заявление.

          И в истории человечества, и в современном обществе искусством называли и называют всё, что хотите от писсуара Дюшана до Троицы Рублёва.

          Но заявление Эрнста Гомбриха было принято учёным сообществом с восторгом. Не потому, что что-то проясняло или выстраивало в рамках логики, а потому, что было ярким, эпатажным и закрывало столетние и бессмысленные разговоры по надоевшему вопросу, что такое искусство.

          Искусства вообще не существует!

          И Слава Богу!

          Значит, и делать ничего не надо!

          Достаточно посчитать количество и качество любовниц Пикассо и все будут довольны!

          Но искусство существует!

          Конечно, зрители не плачут над писсуаром Дюшана.

          Но стихи Пушкина?

          Трагедия Карениной?

          В чём дело?

          Я не могу понять, как можно не заметить этих достаточно очевидных и убедительных аргументов.

          Кроме понятия ИСКУССТВО существует ещё понятие КРАСОТА.

          Они очень близки, временами. Но это совершенно разные понятия. Как говорят у нас на Дерибасовской "это две большие разницы".

          В книге "Кто скажет, что такое искусство". я подробно остановился на этом вопросе. Понятие КРАСОТА постоянно меняется. Это понятие зависит от многих составляющих, оно как бы по разному затачивается в разных конкретных условиях.

          Понятие ИСКУССТВО заложено в комплексе констант и взаимодействий информационной программы Большого Взрыва 16 млрд. лет тому назад. И эти константы и взаимодействия подобраны друг к другу с такой точностью, что малейшее нарушение этих характеристик может привести к схлопыванию нашей Вселенной в точку сверхплотной материи[1].

          А на уровне практической работы художников это означает, что понятие КРАСОТА является фундаментальным качеством дизайна.

          В искусстве, разумеется, красота и эстетическое удовлетворение тоже присутствуют, но для искусства этого недостаточно.

          Отсюда принятая в искусствоведческом сообществе формула, что функция искусства есть эстетическое удовлетворение - это фундаментальная ошибка.

         

 

          КРАСОТА как фундаментальное качество дизайна занимается эстетическим освоением окружающего мира.

          ИСКУССТВО изучает трепетание человеческого сердца, переживания человеческой души. Изучает эти душевные и духовные человеческие переживания, консервирует эти исследования в своих произведениях искусства, передаёт другим людям и эпохам и, тем самым, увеличивает количество положительной духовной энергии в человеческом сообществе и в Космосе.

          Увеличение положительной духовной энергии в каждом человеке, в человечестве и в Космосе и есть утилитарная функция искусства в этом мире.

          Поэтому феномен искусства не может принципиально меняться, как это показалось Эрнсту Гомбриху.

          Феномен искусства заложен в информационную программу Большого Взрыва 16 млрд. лет тому назад и, с тех пор работает в теснейшем взаимодействии с остальными константами и взаимодействиями нашего мира..

          А профессору Эрнсту Гомбриху я желаю максимального эстетического удовлетворения, которое, кстати существует и в мире животных организмов.

          Но там не может быть искусства.   

          Искусство может быть только в человеческом сообществе.

          Искусство является инструментом переработки материального, барионного мира и физиологических ощущений животных организмов в положительную духовную энергию.

          Это и есть единственный смысл и единственная задача создания художников, искусствоведов, человечества и всего окружающего нас трёхмерного пространства.

          А это означает в конечном счёте, что профессор Эрнст Гомбрих, разумеется по недоразумению, перешёл и возглавил лагерь противников создания Творения и оппонентом Создателя. 

           

 

 

Владимир Крылов. Москва. 2020.