Регистрируясь на сайте и/или отправляя любую форму поля которой содержат мои персональные данные, я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с ФЗ-152 "О защите персональных данных". С условиями обработки персональных данных изложенных на сайте vlkrylov.ru (Согласие на обработку персональных данных) — ознакомлен и согласен.

Блеск и нищета Эрнста Гомбриха

От автора

 

Я совершенно уверен, что ошибочные выводы,

которые может сделать любой автор,

необходимо анализировать, критиковать

 и предлагать альтернативы. 

 

 

БЛЕСК И НИЩЕТА ЭРНСТА ГОМБРИХА

 

 

Первое, что узнаёшь в жизни, - это, что ты дурак.

Последнее, что узнаёшь, - это, что ты всё тот же дурак.

                                                                                    Р. Бредбери

 

          Рассказывают, что когда Создатель раздавал людям разум, художники были на этюдах. И это единственное разумное объяснение того, что Вы сейчас начали читать эту статью. Да, признаюсь честно, эту статью написал художник, краткий послужной список которого Вы можете прочитать в заключительной статье книги "Кто скажет, что такое искусство" - "Об авторе".

          Но Эрнст Гомбрих искусствовед с мировым именем!

          Кроме того, он английский профессор.

          Наконец, он написал книгу об искусстве. И эта книга, как уверяют знающие люди, самая читаемая в мире книга об искусстве.

          И, хочу специально отметить, этот факт имеет огромное значение, потому что этот факт подтверждает, что на фоне беспомощного хаоса в искусствознании, ещё многие люди всё-таки пытаются разобраться в таком запутанном, но, как они чувствуют, нужном, интересном и важном явлении как искусство.

          Так вот, в учёном сообществе, книга Эрнста Гомбриха "История искусства" произвела эффект эпатажного взрыва, потому что известный человек заявил, что искусства как ИСКУССТВА с большой буквы, как важнейшего и фундаментального явления жизни человеческого сообщества вообще не существует.

          Правда, ещё 100 лет назад Малевич заявил в письменном виде и во многих изданиях, что искусство вместе с художниками давно пора выбросить. Но Малевича назвали великим художником, и сам он хотел называться художником, поэтому, для общего благополучия, об отрицании искусства Малевичем постарались забыть.

          Но что же Гомбрих?

          Эрнст Гомбрих заметил всем известный факт, что в разные времена, в разных человеческих сообществах, в разных социальных группах искусством называли самые разные явления и проявления человеческой деятельности.

          И это совершенно верное, правда запоздавшее заявление.

          И в истории человечества, и в современном обществе искусством называли и называют всё, что хотите от писсуара Дюшана до Троицы Рублёва.

          Но заявление Эрнста Гомбриха было принято учёным сообществом с восторгом. Не потому, что что-то проясняло или выстраивало в рамках логики, а потому, что было ярким, эпатажным и закрывало столетние и бессмысленные разговоры по надоевшему вопросу, что такое искусство.

          Искусства вообще не существует!

          И Слава Богу!

          Значит, и делать ничего не надо!

          Достаточно посчитать количество и качество любовниц Пикассо и все будут довольны!

          Но искусство существует!

          Конечно, зрители не плачут над писсуаром Дюшана.

          Но стихи Пушкина?

          Трагедия Карениной?

          В чём дело?

          Я не могу понять, как можно не заметить этих достаточно очевидных и убедительных аргументов.

          Кроме понятия ИСКУССТВО существует ещё понятие КРАСОТА.

          Они очень близки, временами. Но это совершенно разные понятия. Как говорят у нас на Дерибасовской "это две большие разницы".

          В книге "Кто скажет, что такое искусство". я подробно остановился на этом вопросе. Понятие КРАСОТА постоянно меняется. Это понятие зависит от многих составляющих, оно как бы по разному затачивается в разных конкретных условиях.

          Понятие ИСКУССТВО заложено в комплексе констант и взаимодействий информационной программы Большого Взрыва 16 млрд. лет тому назад. И эти константы и взаимодействия подобраны друг к другу с такой точностью, что малейшее нарушение этих характеристик может привести к схлопыванию нашей Вселенной в точку сверхплотной материи[1].

          А на уровне практической работы художников это означает, что понятие КРАСОТА является фундаментальным качеством дизайна.

          В искусстве, разумеется, красота и эстетическое удовлетворение тоже присутствуют, но для искусства этого недостаточно.

          Отсюда принятая в искусствоведческом сообществе формула, что функция искусства есть эстетическое удовлетворение - это фундаментальная ошибка.

          КРАСОТА как фундаментальное качество дизайна занимается эстетическим освоением окружающего мира.

          ИСКУССТВО изучает трепетание человеческого сердца, переживания человеческой души. Изучает эти душевные и духовные человеческие переживания, консервирует эти исследования в своих произведениях искусства, передаёт другим людям и эпохам и, тем самым, увеличивает количество положительной духовной энергии в человеческом сообществе и в Космосе.

          Увеличение положительной духовной энергии в каждом человеке, в человечестве и в Космосе и есть утилитарная функция искусства в этом мире.

          Поэтому феномен искусства не может принципиально меняться, как это показалось Эрнсту Гомбриху.

          Феномен искусства заложен в информационную программу Большого Взрыва 16 млрд. лет тому назад и, с тех пор работает в теснейшем взаимодействии с остальными константами и взаимодействиями нашего мира..

          А профессору Эрнсту Гомбриху я желаю максимального эстетического удовлетворения, которое, кстати существует и в мире животных организмов. Но там не может быть искусства.   

          Искусство может быть только в человеческом сообществе.

          Искусство является инструментом переработки материального, барионного мира и физиологических ощущений животных организмов в положительную духовную энергию.

          Это и есть единственный смысл и единственная задача создания художников, искусствоведов, человечества и всего окружающего нас трёхмерного пространства.

          А это означает в конечном счёте, что профессор Эрнст Гомбрих, разумеется по недоразумению, утверждает, что искусства нет. Значит, нет искусствоведов, Значит нет ПРОФЕССОРА Гомбриха. Значит, бессмысленно окружающее нас Творение. Значит бессмысленна работа, проделанная Создателем. Значит бессмысленно всё!  

           Прав был Шасслер. Изящная фразистось без всякого смысла.

 

 

Владимир Крылов. Москва. 2020.