Регистрируясь на сайте и/или отправляя любую форму поля которой содержат мои персональные данные, я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с ФЗ-152 "О защите персональных данных". С условиями обработки персональных данных изложенных на сайте vlkrylov.ru (Согласие на обработку персональных данных) — ознакомлен и согласен.

Рукописи не горят или что такое искусство. Глава десятая. Может ли красота спасти мир. Фрагмент "С точки зрения космологии".

С    ТОЧКИ   ЗРЕНИЯ   КОСМОЛОГИИ

 

Не истина науки трудна,

а расчистка человеческого сознания

от всего наследственного хлама,

 от всего осевшего ила.

 

А. Герцен

 

Теория Большого взрыва приводит нас к полной бессмысленности всякого существования, всякого развития и всяческой деятельности,  как человека, так и всей человеческой цивилизации и самой природы. Наш мир, исходя из того, что мы знаем сегодня, ожидает либо повторное сжатие в точку сверхплотной материи, либо бесконечное расширение до состояния полного и равномерного хаоса. В обоих случаях от нашего мира не останется даже воспоминаний.

Я не говорю о столкновении с туманностью Андромеды, изменение полюсов планеты или бомбардировку какими-нибудь огромными небесными телами. Это уже само собой.

Но вот, обратите внимание на обстоятельства возникновения белковой жизни на Земле.

Сторонники самопроизвольного возникновения жизни на Земле предлагают нам  такое вероятное развитие событий.

В какой-то момент, в мировом океане, покрывающем нашу планету в те времена, сформировалось некое особое состояние жидкости, – так называемый первичный бульон, который по своему содержанию был очень близок к составу простейших биологических существ. И в результате ударов молний или извержений вулканов, т. е. под воздействием высоких температур и электрических разрядов, самопроизвольно произошло преобразование молекул, близких по составу к живому веществу, в простейшую клетку живой материи. А эта клетка, развиваясь в процессе эволюции и естественного отбора, трансформировалась во всё то многообразие живых организмов, которое мы наблюдаем на нашей планете сегодня.

Но вот что говорит математический анализ такого события. Вероятность самопроизвольного образования простейшей белковой материи равна 1/10 в 113 степени. Это число превышает предполагаемое число всех атомов во Вселенной. Это число огромно. Математика утверждает, что если вероятность события равна 1/10 в 50 степени,  (такое число на 63 порядка меньше приведённого выше), то подобное событие вообще не может произойти.

То есть вероятность самопроизвольного возникновения жизни на Земле неосуществима с запасом в 63 порядка.

Но это ещё не всё!

Существование образовавшейся живой клетки возможно только в окружении и при участии 2000 белков – ферментов.

Возможность случайного возникновения всех их вместе равна 1/10 в степени 40 000.

Это означает, что вероятность самопроизвольного возникновения жизни немыслима, даже если бы вся Вселенная сплошь была бы залита первичным бульоном. Это никак не возможно!

Оценивая эти факты, биолог Эдвин Конклин  справедливо заметил: «Вероятность случайного и самопроизвольного возникновения жизни сравнима с вероятностью того, что энциклопедический словарь является результатом случайного взрыва в типографии».

Но теория вероятностей беспристрастна. Она просто оценивает степень возможности предполагаемого события и выдаёт объективный результат: самопроизвольное происхождение жизни на планете Земля невозможно с запасом в 39950 порядков.

Это супер огромное число.

Оно означает, что у самопроизвольного возникновения жизни на нашей планете не было никаких шансов.

Но допустим, что такое невероятное событие всё же произошло. Допустим, что в результате взрыва в типографии буквы сами собой сложились в энциклопедический словарь. Допустим, что вопреки всем вероятностям живая клетка всё-таки самопроизвольно появилась на Земле и принялась активно жить и развиваться.

Что же дальше?

Наука предполагает, что эта живая клетка под воздействием различных условий внешней среды, самопроизвольно развиваясь, превращается постепенно во всё то безграничное многообразие простейших, вирусов, микробов, медуз, рыб, насекомых, пресмыкающихся, птиц, млекопитающих и, наконец, человекообразных и человека.

Теория Чарльза Дарвина реально присутствует в процессе биологического развития живых существ.

В этом нет никакого сомнения.

Но, как мы уже говорили, эволюционное развитие может совершенствовать и приспосабливать живой организм только в рамках своего вида. Даже если в результате эволюции мы из наземного млекопитающего получаем живущего в воде кита, всё равно это эволюция в рамках одного вида. Изменяется только внешний вид органов этого животного. То есть живой организм неизбежно эволюционирует по законам Дарвина под воздействием внешних условий, но никакая эволюция не сможет превратить один организм в принципиально другой. Если мы посадим 1000 клубней картофеля и создадим для них самые разнообразные условия существования, то получим самые разные  формы картофеля. Одни будут очень большого размера, другие – мелкие, третьи смогут расти в пустыне, четвёртые – в болотах, пятые начнут созревать в июле, а шестые – в октябре. Но никогда из картофеля не вырастет виноград, помидоры, а тем более сосна, дуб или крокодил.

На любом уровне, в мире простейших, членистоногих, бобовых, злаковых, пресмыкающихся, млекопитающих любой организм порождает только принципиально себе подобных.

 Возможны мутации, скрещивания, но чтобы из одного организма получился принципиально новый организм, необходим качественный  скачок, эволюция здесь не поможет. А такой скачок, тем более в правильном, нужном направлении, может произойти самопроизвольно только при невероятном стечении каких-то случайных благоприятных обстоятельствах. Но многообразие окружающего нас мира требует многих миллиардов невероятных стечений случайных обстоятельств с последующим удачным эволюционированием в нужную сторону. Похоже, что такое невероятное стечение случайных обстоятельств должно было бы происходить по несколько раз в день. И при таком невероятном нагромождении невероятных случайностей все живые существа на Земле имеют один генетический код.

Это совершенно невероятно.

Чтобы такие невероятные случайности происходили каждый раз, как только природе нужно создать качественно новый организм?

И чтобы такое происходило миллионы раз подряд?

Согласитесь, это уже никакая не случайность, а вполне реальное, запланированное, осознанное и своевременное вмешательство извне.

 Наконец, приведём ещё один аргумент, касающийся происхождения самого человека. Сегодня всем известно, что современный человек использует мощность своего интеллекта только на 3-5%. Очевидно, что орган, который появляется в процессе конкуренции и борьбы за выживание, т. е. в процессе эволюции,  неизбежно должен  использоваться организмом на все 100%.

Иначе в процессе эволюции и появился бы интеллект в размере тех самых 3-5%, которыми мы и пользуемся.

Человек способен использовать мощность своего интеллекта только на 3-5%. Это однозначно, абсолютно и неизбежно подтверждает, что человеческий интеллект сконструирован  отдельно от жизненных процессов, которые происходят на нашей планете, вмонтирован в человеческий организм и предназначен для каких-то более сложных операций.

Более того, вполне возможно, что развитие человечества и предполагалось как процесс освоения оставшихся 95% интеллектуальных мощностей. Но человечество, опираясь на свои исконные 5%, решило в первую очередь улучшать условия своего существования и увеличивать количество возможных наслаждений.

И эволюция человечества пошла по пути развития технологической цивилизации.

Высший разум хотел поправить дело – и на нашей планете вочеловечился Спаситель.

Но люди восприняли это событие как досадную помеху.

Фарисеи, умнейшие представители того общества, опираясь на свой 5-и процентный разум, отправили Иисуса на жестокие страдания и смерть.

Как мне кажется,  есть все основания считать, что смысл первородного греха состоит именно в отказе от освоения неиспользованных 95% человеческого интеллекта и в концентрации человеком всех возможностей своих 5-и процентных интеллектуальных  сил на ублажении своей плоти и своего честолюбия.

Приведём ещё один простенький и всем известный пример, к которому мы настолько привыкли, что ежедневно проходим мимо и не хотим осознать его смысловое значение.

Известно, что наша галактика, совершая сложные вращательные движения, мчится по искривлённому и бесконечному пространству Вселенной с колоссальными космическими скоростями.

В рамках галактики, участвуя во всех этих сложных движениях, летит в бесконечность наша Солнечная система.

Вокруг Солнца по кругу перемещается наша планета, одновременно вращаясь вокруг собственной оси и, участвуя во всех перечисленных выше сложных движениях.

А вокруг Земли, не забывая крутиться как волчок и участвуя во всех вращениях, движениях и кувырканиях космоса,  прокладывает свой путь по небосклону спутник нашей планеты – Луна.

И, участвуя в таком бесконечно сложном движении с колоссальными скоростями, наше ночное светило умудряется всё время поворачиваться к нам только одной стороной.

Ни градусом влево, ни градусом вправо, ни на один миллиметр в секунду быстрее, ни медленнее!

Достаточно допустить малейшее отклонение в любом параметре  столь сложного движения и Луна обязательно повернёт своё личико с другой стороны.

Но этого не происходит!

Тысячелетиями мы наблюдаем одно и то же изображение. Все элементы процесса фантастической сложности работают более чем точно! Вероятность самопроизвольного возникновения такой ситуации ничтожна!

Сложность и закономерность движения небесных светил объясняются естественными законами гравитации. Но такая поразительная синхронность вращения по этим законам совсем необязательна.

 Это необязательный частный случай.

Возникнуть само собой такое явление не имело никаких шансов.

 Существование такого самопроизвольного феномена абсолютно невероятно и вследствие этого неслучайно.

 Таким образом, по нашему мнению, даже не на уровне практического опыта, который сам по себе богат и убедителен, но и на прочном фундаменте беспристрастного математического анализа, мы вынуждены признать факт целенаправленного внешнего вмешательства при создании Вселенной и возникновении жизни на Земле.

Планеты солнечной системы вращаются вокруг солнца по орбитам в виде окружностей.

Но это редчайшее исключение!

Обычно планеты вращаются вокруг светила по эллипсоидным орбитам.

Согласно законам гравитации ближе к солнцу должны быть более массивные планеты.

А у нас наоборот!

Массивные планеты прикрывают более подходящие для белковой жизни от внешнего космоса, возможно, притягивая на себя поток случайных астероидов и кометы.

Это далеко не все примеры, которые склоняют нас к мысли о сотворённости нашего мира. Я могу привести ещё множество примеров, но, всё-таки, наша задача – определение искусства.

Поэтому, ответим сразу на ехидный вопрос сторонников самопроизвольного происхождения Вселенной и жизни на Земле. Противники сотворённости мира по замыслу Высшего Разума ещё на школьных диспутах задавали этот риторический вопрос: «Допустим, Творец создал мир. А кто создал Творца? Откуда Творец появился?». Кажется, на этот вопрос ответить невозможно.

И это действительно так.

И человек, и человеческий разум не универсальны, они ограничены. Прежде всего, они ограничены рамками трёхмерного пространства, и ограничены абсолютно.

Создание окружающего нас мира проистекает из более сложных пространств, в которые вложено наше трёхмерное пространство. Человек, как трёхмерное существо, не имеет никакой возможности представить себе эти пространства и понять, что в них происходит, во всяком случае, находясь в своём  белковом трёхмерном состоянии в нашем мире на планете Земля.

Мы не можем ответить на вопрос: «кто сотворил Творца?». Это невозможно в принципе. Мы – трёхмерные создания и не можем вырваться за пределы трёхмерного пространства даже в помыслах и мечтаниях. Но это никак не влияет на проблему сотворённости мира. Ограниченность трёхмерного пространства и существ трёхмерного пространства не отменяют возможности существования более сложных пространств.

 Слишком много фактов говорят о том, что мир сотворён.

 Но почему же он так отвратителен и подл?

 И зачем надо было создавать эти бесконечные пространства клубящейся материи со множеством миров и мыслящих организмов, которые заведомо обречены на мучения и бесследное уничтожение? Для выполнения столь грандиозного замысла должна  была существовать самая настоятельная необходимость!

В 1974 году известный американский астрофизик Б. Картер сформулировал так называемый антропный принцип космологии. И этот принцип стал одним из главных положений современной космологии.

Содержание этого принципа состоит в том, что уже в первые мгновения после Большого взрыва во Вселенной  сложились такие фундаментальные квантовые и космологические константы, виды элементарных частиц и взаимодействия между ними, которые оказались с высочайшей точностью подогнаны друг к другу.

Настолько точно и в таком наборе, что только в этом сочетании и с огромной вероятностью оказалось физически возможно появление в будущем разумной белковой жизни в нашем трёхмерном пространстве.

То есть, фундаментальные физические константы и взаимодействия таковы, что малейшее отклонение от них делает невозможным не только возникновение органических молекул и белковой жизни, но и существование самого нашего трёхмерного пространства.

Это означает, что ещё, по некоторым оценкам, 14 –  17 млрд. лет тому назад было предусмотрено зарождение  белковой жизни и  появление человека.

Антропный принцип существует в нескольких версиях.

Слабая версия утверждает, что физические параметры Вселенной являются  возможными и даже необходимыми, но отнюдь не достаточными условиями появления белковой жизни, разума и человека.

По сильной версии антропного принципа  существующие значения фундаментальных физических констант и взаимодействий таковы, что они являются не только необходимыми, но и достаточными условиями появления жизни, разума и человека во Вселенной на определённом этапе её развития.   То есть появление жизни, разума и человека во Вселенной, по существу,  было выполнением информационной программы, работающей уже в момент Большого взрыва.

Это означает, что либо Вселенная именно с таким комплектом физических параметров, обеспечивающих возникновение белкового разума возникла абсолютно случайно как тот энциклопедический словарь в результате случайного взрыва в типографии, либо она – результат  замысла Творца, как бы мы этот источник не называли.

Приведём несколько цитат из статьи  С. А. Лебедева «Онтология человека» в журнале «Человек» 1/2010, стр. 15.  И сопоставим их с предложенным в этой книге взглядом на феномен искусства.

«Многие выдающиеся учёные – Декарт, Кеплер, Галилей, Ньютон, Лейбниц, Эренфест, Эддингтон, Дирак, Уиллер, Тейяр де Шарден, Бом, Хокинг, Линде,  Вернадский, Умов, Циолковский и др. – твёрдо исходили из того, что наш мир изначально разумен, что он был создан Богом, что сам высший смысл деятельности учёных и цель науки состоит в том, чтобы отгадать и познать замысел Творца. И это отнюдь не противоречит естественной эволюции Вселенной».

«Почему, спрашивает, например, Хокинг, скорость расширения нашей Вселенной  такова, что будь она «через секунду после Большого взрыва хотя бы на одну сто тысяч миллион миллионную меньше, то произошло бы повторное сжатие Вселенной и она никогда бы не достигла своего современного состояния…

 Почему начало Вселенной должно быть именно таким, очень трудно объяснить иначе, как деятельностью Бога, которому захотелось создать таких людей, как мы».

«Сегодня бесспорно одно, –  делает вывод Тейяр де Шарден, –  космический уровень бытия человека составляет необходимый  и важнейший аспект его существования и эволюции, без которого невозможно построить удовлетворительную современную философскую модель природы человека»[1].

Таким образом, с большой вероятностью можно сказать, что физико-химические основы существования нашего мира и появления человека были заложены в момент зарождения этого мира.

Конечно, культура – это совокупность результатов материальной и духовной деятельности человека. Но, прежде всего,       «… человек начинается с приобщения к определённой культуре, и здесь же он и заканчивается. Как культуры нет вне человека, точно так же и человека нет вне культуры. Именно благодаря своей причастности к определённой культуре человек не сводим к совокупности существующих в его время общественных отношений. Человек находится одновременно и внутри них и вне них. Являясь творцом этих отношений, человек, в конечном счёте, возвышается над ними»[2].

Культура и социум тесно соприкасаются, но не только не равнозначны, но и оппозиционны друг другу.

Культура, возможностями  искусства, формирует высокое и должное, а в своей тенденции – духовное.

Социум – массовое и ежедневное, тяготеющее к физиологии. Очевидно, что культурный уровень, искусство и потенциальное духовное предназначение человека всегда будут выше уровня его социального бытия, уровня существующих общественных отношений.

Отсюда массовая культура, попса и комикс –  порождение социума, находятся не только вне культуры и искусства, но и  агрессивно противостоят культуре, являются, в конечном счёте, инструментами уничтожения и культуры, и искусства,  и духовности.

Поэтому, если мы встречаем утверждения, что массовая культура, попса и комикс возможны как современные формы искусства, как способ расширения границ искусства, то это никак не возможно в принципе. Это подлог и крайне опасная подмена.

Искусство и массовая культура не только различные области человеческой деятельности, но и области враждебные.

Человек (но не человекоподобный физиологический организм) – единственное в нашем мире существо, размышляющее, оценивающее себя по поводу своей связи с Космосом, пытающееся определить своё место и предназначение в нём и оценивающее свою жизнь и поступки не только с позиции своих личных или социальных интересов, но и с точки зрения вечного и бесконечного Бытия, Космоса, Вселенной, Высшего Разума, Бога.

В такой позиции, по существу, и кроется оценка любого вида творчества как принадлежащего к искусству или не принадлежащего к нему.

Духовность человека и состоит в его стремлении жить в согласии с фундаментальной сутью вещей, с универсальными законами и ценностями бытия в целом. Соответствие своих мыслей и поступков  универсальной системе отсчёта Космоса  – есть основа и стержень духовной жизни человека.

Духовность – это переживание фундаментальных ценностей, освоение их в сознании и поведении и выработка ощущения причастности к ним как к тождественной и единородной по своей глубиной сущности субстанции.

«Духовность человека возникает в тот момент, когда в нём пробуждается чувство нераздельного Единства с миром, что не только его собственное существование невозможно вне мира, но и существование мира невозможно без его участия. Сам факт моего появления на свет есть неопровержимое доказательство признания моего существования в этом мире»[3].

И в этот же момент появляется искусство как инструмент развития такого единения, как одна из констант и взаимодействий заложенных в информационной программе Большого взрыва.

Отсюда и существо, и определение искусства невозможно изменять, расширять и переиначивать.

Оно изначально!

Это фундаментальная константа нашего  мира!

Она заложена в информационной программе Большого взрыва!

А изменение и «расширение» определения искусства, в конечном результате, рано или поздно, неизбежно приведёт к схлопыванию Вселенной в точку сверхплотной материи.

Именно с помощью человека и в человеке процесс преображения нашего трёхмерного пространства свидетельствует свою причастность к миру универсальных ценностей.

Именно из человеческого переживания складывается феномен искусства как инструмента адаптации универсальных ценностей Космоса в повседневный мир конкретного человека с целью развития его духовного потенциала до уровня Космоса.

В этом и состоит сокровенный смысл существования феномена искусства.

Именно рождаемая искусством в таком процессе духовная энергия интересует Сложные пространства, Космос, Высший разум, Творца и назовите, как хотите.

Человек становится субстанцией духовного мира универсальных ценностей. И этот мир универсальных духовных ценностей столь же объективен, материален и реален в своём существовании, как и мир универсальных законов природы, описываемых естественными науками и математической логикой.

Человек является не просто мыслящим и рационально действующим существом, но прежде всего, потенциально духовным работником. «Если целью эволюции Вселенной являлось появление человека как закономерного продукта, то не означает ли это, что универсальные ценности должны быть предпосланы его возникновению и заложены в основе универсума в виде неких универсальных констант, подобных физическим, организующим и направляющим  все материальные процессы во Вселенной»?[4]

Отсюда следует, что человек как духовное существо оказался возможен только потому, что мир универсальных ценностей изначально присутствовал во Вселенной как механизм, как возможность  преобразования духовного потенциала человека в реальное создание новой положительной духовной энергии.

То есть создание трёхмерной Вселенной явилось выполнением задачи получения новой духовной энергии в параметрах универсальных ценностей, которые мы начинаем осознавать с помощью самосознания. И поэтому искусство, как инструмент создания новой духовной энергии, может иметь только одно определение, которое невозможно менять или расширять!

Учитывая подавляющее большинство философских, мифологических и религиозных концепций, можно предположить, что человеку предложено две ценностных системы универсальных законов духовной жизни –  Добро и Зло, Свет и Тьма, Бог и Антибог.

Человеку предложено право выбора.

Тварное, физиологическое существование ведёт  к самоуничтожению и забвению.

Духовное усилие открывает перспективу преодоления трагедии нашего трёхмерного пространства, преодоления второго начала термодинамики, возможность перехода нашей внутренней духовной структуры в более сложные пространства для своего  дальнейшего развития.

А из этого следует, что  духовное бытие человека есть результат  развития космических предпосылок создания положительной духовной энергии.

Ради выполнения такой задачи и возникло наше трёхмерное пространство, наша Вселенная, наш мир, человеческая цивилизация.

Ради решения этой задачи живёт человек и существует искусство.

А это значит, что разные уровни существования материи можно рассматривать как разные уровни осуществлённой информации, как совокупность энергии, фундаментальных констант и законов взаимодействия, которые обеспечивают возможность формирования и развития окружающего нас мира, белковой материи и развития человека от физиологического состояния до духовного бытия.

Уровень физиологического развития белковой материи – наследственная информация и приобретение опыта приспособления к условиям внешней среды происходит на уровне сознания.

Уровень информации социального сообщества: История, производственные отношения.  Законы и механизмы функционирования социума.  Ценностная морально-нравственная ориентация. Интеллектуальная информация и эстетические традиции. Передача информации новым поколениям с помощью социальных институтов.

Весь этот уровень информации с помощью самосознания создаёт каркас внутренней духовной структуры каждой конкретной личности.

Наконец, такой каркас внутренней духовной структуры, в течении конкретной жизни конкретной личности, развивается на основе права выбора под влиянием поступков и помыслов этой личности.

Огромное влияние на развитие этой внутренней духовной структуры оказывает общение с произведениями искусства.

Произведения искусства вступают в контакт с внутренней духовной структурой человека при помощи эстетического совершенства – внешнего выражения тех самых универсальных констант, заложенных ещё в проекте Вселенной.

Этот контакт осуществляется с помощью зрения и слуха. И зрение, и слух работают на основе волновых процессов и это не случайность.

Произведение искусства как основную сущность несёт в себе освоенное автором и сохранённое в произведении человеческое переживание, движение человеческой души, фрагмент развития внутренней духовной структуры автора и его героев, их личностное отражение объективной Вселенной.

Логично предположить, что и внутренняя духовная структура человеческой личности, и структура произведения искусства имеют одну природу и близкие характеристики волнового порядка.

Напрашивается вывод, что они  работают как генераторы и одновременно конденсаторы волновой энергии.

Процесс создания произведения искусства и эволюция развития внутренней духовной структуры и автора и зрителя прямо зависят от масштаба личности участников этого процесса, то есть от сложности, гибкости, тонкости и многогранности их внутренних духовных структур.

А конечным результатом такого сложного предприятия становится увеличение массы духовной положительной энергии Трёхмерного пространства, Мира как целого, Космоса, Вселенной,  Высшего разума, Бога, а по существу – это  возвращение преобразованных универсальных констант нашего мира к первоисточнику, их слияние с первоисточником и пополнение этого первоисточника.

И всё это является единственным оправданием, смыслом и целью существования такой огромной и хлопотной затеи – окружающего нас  мира.         

И везде мы видим, вычисляем, чувствуем присутствие этих универсальных констант и законов, которые были заложены в фундамент образования нашего трёхмерного пространства!

А рядом с таким грандиозным и совершенным механизмом, мы с досадой и отвращением натыкаемся на перевёрнутые унитазы, ящики с мусором и голые задницы, на килограммы гвоздей забитых то в стулья, то в матрасы, то ровненько, то в разнобой, на испачканных краской натурщиц и на откровенное неумение рисовать знаменитых авторов.

Нас унижают катушки с пятикилометровыми верёвками, мешки с картошкой, которую слепили из шоколада, плохо нарисованные этикетки папирос, ровненько наклеенные названия кока-колы, ящики с мусором и старыми шляпами, нам подсовывают порнографию и членовредительство. Мы увёртываемся от ловких гельманов и проворных куликов, вынуждены переваривать бессмысленность, физиологию, жадность, кощунство, имитацию сумасшествия, скрытую  и откровенную похабщину.

Раковая опухоль энергично пожирает здоровые клетки.

Она благополучна, довольна собою и своею жизнью.

Но, не могу не сказать ещё раз, раковая опухоль не в состоянии понять, что, в конечном счёте, она радостно уничтожает и себя, и своё потомство, и всё человечество!

                                                           

                                                      Владимир Крылов.                         Вот вам ваша духовность

 

 

 

 

 

 

 


[1] Человек 1/2010, стр. 15, С. А. Лебедев Онтология человека.

[2] Там же

[3] Там же

[4] Там же